Довольно большая часть нашей страны – это регионы с суровым и даже с экстремальным климатом. Но, несмотря на погодные условия, в этих местах живут и работают люди, ведется добыча полезных ископаемых, строятся различные объекты инфраструктуры. И для нормального функционирования всего этого необходимо наличие бесперебойного энергоснабжения. Мы поговорили с Андреем Николаевичем Полевым, коммерческим директором ООО ПО «РосЭнергоРесурс» про то, какие сложности возникают при строительстве ЛЭП в регионах с тяжелыми климатическими условиями, какие существуют пути их решения и какие современные достижения энергетической промышленности могут облегчить жизнь специалистов, строящих и обслуживающих ЛЭП.
— Верно ли говорить, что ключевые месторождения полезных ископаемых сегодня сосредоточены в регионах с суровым климатом? Расскажите, с какими климатическими особенностями приходится работать специалистам, и как они влияют на работу оборудования?
— На сегодняшний день все легкодоступные регионы уже освоены, сейчас люди переходят на освоение новых удаленных земель. А это сложные климатические регионы с суровым климатом и своими географическими особенностями. Это строительство по болотам, тяжелая доставка грузов из-за отсутствия дорог, сезонные временные рамки для транспортной доступности, сильно пересеченная местность – горная, скалистая, болотистая. И чем дальше объекты – тем затратнее их строительство и разработка.
В труднодоступных северных районах работы по строительству обычно производят зимой. В теплое время года дорогая спецтехника может получить критические повреждения в ходе работы или же попросту утонуть в болотах. На севере, когда зимник «падает», строители нанимают дорогостоящую технику на гусеничном ходу, которая может преодолеть дорогу практически по любой поверхности, но такой способ несет за собой огромное увеличение расходов на разработку новых объектов.
При определении технических решений для строительства ЛЭП, как правило, основными параметрами являются скорость ветра, обледенение проводов (гололед) и температурные показатели. От этого зависит, например, выбор стали. Температура эксплуатации оборудования влияет на выбор марки стали, так как некоторые металлы при достижении определенного температурного уровня становятся хрупкими и не могут выдерживать нагрузки, заданные проектом. Показатель работоспособности стали при минимальных температурах называется – ударопрочная вязкость. В суровом климате с температурными режимами до -65 °С рекомендуется использовать низколегированную сталь марки 09Г2С 15й категории.
Под воздействием температуры окружающего воздуха металлическая часть провода претерпевает растяжение в случае положительных температур или сжатие — при отрицательных. Таким образом, при повышении температуры стрела (провис) провода увеличивается, а при понижении — уменьшается. При проектировании стрела провеса должна выбираться таким образом, чтобы при максимальной температуре или максимальной нагрузке на провод вертикальное расстояние от провода до земли не было меньше нормируемого по ПУЭ («Правила устройства электроустановок»): 6 м в ненаселенной местности и 7 м в населенной.
Чем суровее климат, тем большее механическое воздействие испытывают все составляющие элементы ЛЭП. С учетом этого подбирается и используется оборудование с повышенной устойчивостью для таких условий. Соответственно, стоимость строительства таких линий в среднем в 3–5 раз выше, чем линий в умеренных климатических районах.
— Каким образом организуется энергоснабжение таких территорий?
— Для разработки любых месторождений, независимо от климата и региона, необходимо сначала обеспечить будущий объект энергией. Заказчиком строительства ЛЭП закладываются необходимые требования и общие технические условия, которые передаются проектировщику линии. Проектировщик уже и определяет, в зависимости от географического положения, как снабжать объект энергией: просчитывает, нужно ли подключение к действующей высоковольтной линии, смотрит на каком расстоянии она находится от объекта. Иногда получается, что выгоднее сделать автономное энергообеспечение с помощью дизельных электростанций или ГТУ (газотурбинной установки).
— Строительство ЛЭП в таких регионах наверняка сопряжено с большими трудностями: вырубка лесов, работа на заболоченной местности, километры сетей, которые необходимо обслуживать… Расскажите об этом и о путях решения этих задач.
— Сложности при строительстве ЛЭП в труднодоступных регионах нередко бывают связаны не только с климатическими трудностями. Например, по территории тундры нельзя свободно ездить без разрешения экологов, так как там растет мох, и если тяжелой техникой его повредить, то он не будет расти десятки лет. Экологи запрещают ездить летом в тундре вне дорог, разрешают только по старым проложенным дорогам и строго за этим следят.
Также в качестве примера можно привести такую задачу, которую иногда ставят перед проектировщиками: при проектировании ЛЭП, пролегающей по редкому реликтовому или заповедному лесу, необходимо как можно меньше нанести ему вред. Поэтому проектировщик должен предложить оптимальное решение по уменьшению площади вырубки просеки линии и использованию, например, высоких опор. Высокие опоры, в свою очередь, требуют оснащения более прочными стойками (шире и тяжелее). А это снова приведет к существенным финансовым затратам, хотя в данном случае суровые климатические условия отсутствуют.
Монтаж ЛЭП и ее обслуживание в таких регионах без применения автовышек позволяют проводить специально установленные «лазовые» опоры. По ним можно забраться наверх по имеющимся раскосам для устранения неполадки или обслуживания линии.
Проектировщики воздушных линий для таких регионов закладывают сцепную арматуру, соответствующую по тоннажному ряду. Выделяют несколько степеней надежности электроснабжения: 1, 2 и 3 категории надежности. Согласно им, на случай повреждения линии должна быть заложена возможность резервного электроснабжения для сохранения работоспособности. Некоторые компании не уделяют этому большого значения или же покупают более дешевое и некачественное оборудование, не уделяя должного внимания дальнейшим проблемам в эксплуатации.
Благодарим за помощь в подготовке материала
Антона Валерьевича Сусликова
управляющего директора компании «ЭЛСИ Сибирь» (Новосибирск)