В прошлом номере мы рассказывали о том, что существуют такие типы личности, как рационал и иррационал. И если для рационалов идеально подходит классическое строгое планирование, то для иррационалов оно абсолютно неприемлемо. Это связано с тем, что у иррационалов есть определенные черты характера, не позволяющие им чувствовать себя комфортно при жестком планировании целей, задач, сроков. И планирование для иррационалов должно быть иным – спонтанным, учитывающим их особенности.
«Драмкружок, кружок по фото, а еще мне петь охота…»
Классическое планирование учит нас ставить цели и задачи и добиваться их. То есть сначала выполнить одну задачу, потом переключаться на другую. Например, человек хочет научиться кататься на лыжах и коньках и начать рисовать. Что делает рационал? Он решает изучать всё по порядку, у него есть четкий план: скажем, сначала я оттачиваю мастерство в горных лыжах, систематически и упорядоченно; когда научусь на лыжах – буду изучать фигурное катание. И в свободное от спорта время можно заняться рисованием — причем опять же, строго по правилам: берет учебник для начинающих, находит видео-уроки в Интернет или даже находит курсы. И с нуля, с карандашного рисунка, сначала кубы, потом шары, потом перспективу и светотень… И через несколько месяцев, когда отточены основы, переходит к рисованию красками – тоже строго по инструкциям. Как в детском стихотворении: «Выбирай себе, дружок, один какой-нибудь кружок…»
Для иррационала такой подход обернется сущим мучением. Он занимается лыжами, и понимает, что сразу успеха не добился (да это и невозможно), соответственно, все остальные его планы откладываются на неопределенный срок. Выполняемая задача уже успела приесться (иррационал не может долго заниматься чем-то одним), и в итоге человек чувствует себя несчастным, и с большой долей вероятности бросит всю эту затею вообще. А потом будет долго заниматься самобичеванием и бояться пробовать что-то новое.
В чем выход? Разрешите себе заниматься всем сразу!
Вы созданы именно для этого! Не надо быть разумным и последовательным. Если вы хотите рисовать акварельные домики, так начинайте сразу с этого, а не с учебника «Как правильно выполнить карандашный рисунок». А параллельно катайтесь на лыжах и на коньках. А еще можно посещать йогу и учить испанский. И даже записаться в музыкальную школу на вокал. Так тоже можно, представьте себе! И именно для вас это, честно говоря, единственный способ чего-то добиться – монотонность и однозадачность вас просто убьет.
Поэтому просто подумайте и запишите себе несколько (!) целей, которых хотите добиться. Это может быть одновременно: выучить иностранный язык (или даже два), научиться танцевать рил, рисовать акварели, получить сертификат MBA, написать книгу, освоить Photoshop…и так далее. И занимайтесь всем сразу!
Нет строгим планам и работе «до победного конца»
Монтонность и однообразные занятия убивают мотивацию иррационалов полностью. Поэтому ваша задача – максимально разнообразить свою деятельность, как рабочую, так и образовательную, и досуг тоже. Не заставляйте себя, стиснув зубы, доделывать любую работу до конца – если чувствуете такую потребность – переключайтесь. Как можно чаще! И поверьте – ваша продуктивность от этого возрастет в разы.
Как мы уже писали в прошлом номере – еще одним из признаков иррационала является прямая зависимость его работоспособности от настроения. Именно поэтому иррационалы не могут пользоваться «золотым правилом» рационалов: планировать свои дела не только на завтра, но и на неделю, на месяц, даже на год. Потому что вот открывают они в среду список зада, запланированный в понедельник, и понимают, что ну вообще нет никакого желания заниматься какими-то из них. Но зато есть желание заниматься чем-то другим. Поэтому перестаньте раз и навсегда жестко планировать свои дела с указанием строгих сроков. Просто составьте для себя список ваших дел из самых разных областей, и когда думаете, чем заняться, просматривайте его, выбирая то, к чему лежит душа именно сейчас.
Продолжение читайте в следующем номере