Проведение осмотра ВЛЭП
Воздушные линии электропередач нуждаются в регулярном осмотре.
Для чего требуется осмотр? Проверка позволяет увидеть неисправности, которые приводят к выходу линий из строя, могут стать причиной несчастных случаев. Данные действия — залог стабильной эксплуатации.
Кто проводит осмотр? Обзор могут выполнять только специалисты: инженеры-техники, электромонтеры.
Как проводится осмотр? В зависимости от задачи, которая стоит перед специалистом, он может оценивать ВЛЭП разными способами. Среди них: пешие, воздушные (с самолета, вертолета), с использованием автовышки, а также по графику — плановые и внеочередные.
Плановые и внеплановые осмотры
Регулярное обследование вышек происходит в соответствии с утвержденным графиком. Как часто проходит обследование, зависит от погодных условий, особенностей местности, ландшафта. Специалисты оценивают вероятность появления повреждений, загрязнений. Минимальный временной интервал для осмотра — 1 год. Дополнительно раз в год проводятся выборочные осмотры участков трассы.
Необходимость внеплановых осмотров возникает, как правило, в результате неблагоприятной погоды. Например, на проводах образуется наледь, в зоне ЛЭП сходит лавина, идут пожары, град, ураганные ветра. Кроме того, проверить работу нужно после отключения линии релейной защитой (для выведения из системы поврежденных участков) и повторного включения.
Нормативы по выборочным верховым осмотрам
Осмотр сверху имеет очевидное преимущество: выявление неполадок в верхних частях ЛЭП.
Следующие нормы относятся к проводам, тросам в зажимах и дистанционных распорках на линиях с напряжением 35 кВ и более. Учитывается срок эксплуатации от 20 лет:
- если линии проходят по зонам интенсивного загрязнения или открытой местности, осмотр осуществляется: не реже 1 раза в 5 лет;
- на прочих участках — 1 раза в 10 лет;
- на линиях 0,38-20 кВ осмотры сверху назначают по необходимости.
Современные нормы предполагают использование беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) для верховых осмотров. Они облегчают обследование в труднодоступных местах, экономят часы и даже дни специалистов. В функционал техники входит фото- и видеосъемка, построение трехмерной модели территории, четкая фиксация возможных неисправностей.
Что важно учитывать при осмотре ВЛЭП
Специалисты оценивают сооружения и систему в целом по ряду критериев:
- Состояние фундамента. О риске устойчивости говорит оседание или, наоборот, подъем грунта. Фундамент и приставка не должны иметь трещин, иных дефектов.
- Соответствие противопожарным нормам. По норме критерия в охраняемой зоне нет легко воспламеняющихся объектов. Например, стогов сена, складов. Любые посторонние предметы, а также деревья, которые при падении способны повредить линию, убираются с территории. Без разрешений запрещены строительные, добывающие работы.
- Износ опоры. В первую очередь специалист смотрит, нет ли наклона опор или их смещения. Далее нужно зафиксировать отсутствие:
- ржавчины и/или загнивания,
- следов огня,
- расслоений,
- трещин,
- птичьих гнезд и иных лишних объектов.
Исправная опора имеет целостные бандажи, сварные швы, болтовые соединения. Все металлические изделия на месте и надежно зафиксированы. Конструкция оснащена соответствующими обозначениями, снабжена предупреждающими плакатами, знаками. - Качество тросов и проводов. Не выявлены обрывы или надрывы. О риске в эксплуатации говорят оплавления, провисания; вывод из строя возможен из-за нависшего на проводах мусора.
- Повреждения изоляторов. Важно, чтобы на своих местах находились гайки, замки или шплинты. Мастер обращает внимание, если присутствует один из следующих недочетов:
- ожог, - вмятина, - трещина, - изъяны рогов защиты, - грязь, - сколы покрытия, - некорректная насадка изоляторов на штыри/крюки, - отклонения от оси гирлянд изоляторов. - Вид арматуры. Все элементы соответствуют норме при отсутствии стираний, трещин, деформаций.
Дополнительно нужна проверка разрядников, коммутационной аппаратуры и концевых кабельных муфт на спусках.
Если осмотр внеплановый и проводится после отключения линии, то упор нужно сделать на установку причины отключения. При этом скрупулезно проверяется место соединения отключенного участка с исправным: возможны оплавления.
Любые дефекты отмечаются в отчетной документации. Следующий этап — техническое обслуживание и ремонт ВЛЭП.