8-800-707-58-10 (бесплатно по России)

*1103 (для звонков с мобильных телефонов бесплатно по России)

Статьи

Проведение осмотра ВЛЭП

Проведение осмотра ВЛЭП

Воздушные линии электропередач нуждаются в регулярном осмотре.

Для чего требуется осмотр? Проверка позволяет увидеть неисправности, которые приводят к выходу линий из строя, могут стать причиной несчастных случаев. Данные действия — залог стабильной эксплуатации.

Кто проводит осмотр? Обзор могут выполнять только специалисты: инженеры-техники, электромонтеры.

Как проводится осмотр? В зависимости от задачи, которая стоит перед специалистом, он может оценивать ВЛЭП разными способами. Среди них: пешие, воздушные (с самолета, вертолета), с использованием автовышки, а также по графику — плановые и внеочередные.

Плановые и внеплановые осмотры

Регулярное обследование вышек происходит в соответствии с утвержденным графиком. Как часто проходит обследование, зависит от погодных условий, особенностей местности, ландшафта. Специалисты оценивают вероятность появления повреждений, загрязнений. Минимальный временной интервал для осмотра — 1 год. Дополнительно раз в год проводятся выборочные осмотры участков трассы.

Необходимость внеплановых осмотров возникает, как правило, в результате неблагоприятной погоды. Например, на проводах образуется наледь, в зоне ЛЭП сходит лавина, идут пожары, град, ураганные ветра. Кроме того, проверить работу нужно после отключения линии релейной защитой (для выведения из системы поврежденных участков) и повторного включения.

Нормативы по выборочным верховым осмотрам

Осмотр сверху имеет очевидное преимущество: выявление неполадок в верхних частях ЛЭП.

Следующие нормы относятся к проводам, тросам в зажимах и дистанционных распорках на линиях с напряжением 35 кВ и более. Учитывается срок эксплуатации от 20 лет:

  • если линии проходят по зонам интенсивного загрязнения или открытой местности, осмотр осуществляется: не реже 1 раза в 5 лет;
  • на прочих участках — 1 раза в 10 лет;
  • на линиях 0,38-20 кВ осмотры сверху назначают по необходимости.

Современные нормы предполагают использование беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) для верховых осмотров. Они облегчают обследование в труднодоступных местах, экономят часы и даже дни специалистов. В функционал техники входит фото- и видеосъемка, построение трехмерной модели территории, четкая фиксация возможных неисправностей.

Что важно учитывать при осмотре ВЛЭП

Специалисты оценивают сооружения и систему в целом по ряду критериев:

  • Состояние фундамента. О риске устойчивости говорит оседание или, наоборот, подъем грунта. Фундамент и приставка не должны иметь трещин, иных дефектов.
  • Соответствие противопожарным нормам. По норме критерия в охраняемой зоне нет легко воспламеняющихся объектов. Например, стогов сена, складов. Любые посторонние предметы, а также деревья, которые при падении способны повредить линию, убираются с территории. Без разрешений запрещены строительные, добывающие работы.
  • Износ опоры. В первую очередь специалист смотрит, нет ли наклона опор или их смещения. Далее нужно зафиксировать отсутствие:
    • ржавчины и/или загнивания,
    • следов огня,
    • расслоений,
    • трещин,
    • птичьих гнезд и иных лишних объектов.

    Исправная опора имеет целостные бандажи, сварные швы, болтовые соединения. Все металлические изделия на месте и надежно зафиксированы. Конструкция оснащена соответствующими обозначениями, снабжена предупреждающими плакатами, знаками.
  • Качество тросов и проводов. Не выявлены обрывы или надрывы. О риске в эксплуатации говорят оплавления, провисания; вывод из строя возможен из-за нависшего на проводах мусора.
  • Повреждения изоляторов. Важно, чтобы на своих местах находились гайки, замки или шплинты. Мастер обращает внимание, если присутствует один из следующих недочетов:
    - ожог, - вмятина, - трещина, - изъяны рогов защиты, - грязь, - сколы покрытия, - некорректная насадка изоляторов на штыри/крюки, - отклонения от оси гирлянд изоляторов.
  • Вид арматуры. Все элементы соответствуют норме при отсутствии стираний, трещин, деформаций.

Дополнительно нужна проверка разрядников, коммутационной аппаратуры и концевых кабельных муфт на спусках.

Если осмотр внеплановый и проводится после отключения линии, то упор нужно сделать на установку причины отключения. При этом скрупулезно проверяется место соединения отключенного участка с исправным: возможны оплавления.

Любые дефекты отмечаются в отчетной документации. Следующий этап — техническое обслуживание и ремонт ВЛЭП.

Поделиться:

Оставить заявку

* — звездочкой отмечены поля для обязательного заполнения