Светлана Ивановна Корчагина: «Надо не кивать на внешние обстоятельства, а нацелиться на выполнение своих обязательств!»
В продолжении темы финансового планирования директор ООО ПО «РосЭнергоРесурс» Светлана Ивановна Корчагина поделилась своими мыслями о проблеме дебиторской задолженности, посоветовала, каким образом оптимально решать этот вопрос.
— Светлана Ивановна, проблема дебиторской задолженности остро стоит во многих компаниях. Вам тоже наверняка приходится с этим сталкиваться?
Да, разумеется. Идеальный вариант, конечно, чтобы при работе с клиентом такого понятия не возникало вообще. Наш рынок построен таким образом, что очень большой объем заказов мы отгружаем с постоплатой.
Невыполнение клиентом своих обязательств вовремя, конечно, в первую очередь, не очень хорошо характеризует самого клиента. Бизнес есть бизнес, сделка есть сделка, и чем мы будем порядочнее по отношению друг к другу, тем будем успешнее вообще все мы, всё бизнес-сообщество.
Есть распространенное мнение, что в наших бедах виноваты внешние факторы: кризис на дворе, санкции, рост доллара… Но любая из этих причин всегда только косвенная. Надо просто понимать, как это может повлиять, и предпринимать правильные шаги в нужном направлении. Рынок никогда до нуля не падает.
Мы живем внутри своего государства, рассчитываемся рублями, а не долларами, поставляем отечественную продукцию, строим на нашей земле, основными заказчиками являются российские сети, все проекты, как правило, плановые. При чем тут мировой кризис и курс доллара? Я в таких ситуациях всегда вспоминаю профессора Преображенского с его бессмертной фразой про то, что разруха, то бишь кризис, в головах.
Так что я считаю, надо не кивать на внешние обстоятельства, а нацелиться на выполнение своих обязательств. Мы все берем на себя определенные обязательства, когда подписываем договоры и спецификации, заранее все оговариваем, просчитываем. Мы прикладываем очень много усилий, чтобы клиенту было комфортно и работать, и рассчитываться с нами.
Так что все в головах.
— Расскажите, какое Вы видите решение этой проблемы?
Первым делом, здесь нужен системный подход к работе с клиентами. В любой компании необходимо внедрять точную четкую финансовую систему, понятную любому сотруднику. Тогда проблема с финасами вообще и с дебиторской задолженностью, в частности, уменьшается в разы. Приведу пример, как это работает. У нас есть партнер — один из наших крупных клиентов — у которого есть железное правило: платежи надо подать в реестр до 25-го числа каждого месяца, а оплаты идут с 5-го по 10-ое. И ни у кого даже не возникает идей, что может быть по-другому. В соответствии с этой информацией мы подстраиваемся, делаем отгрузки и выставляем счета так, чтобы попасть в реестр вовремя – и всем удобно и комфортно. Мы вовремя отгружаем – они вовремя платят. И даже такого понятия, как дебиторская задолженность, здесь не возникает.
Если бы подобная система платежей существовала в каждой компании клиента, жить бы было в разы проще. А так получается, что одни задерживают оплаты, у их контрагентов из-за этого возникает дефицит бюджета, и те тоже не платят… И в итоге это нарастает, как снежный ком.
Честно говоря, мы сами не так давно пришли к тому, чтобы выстроить удобную и работающую финансовую систему в своей компании. И я очень жалею о том, что мы не задумались об этом раньше. Это настолько упрощает жизнь и работу, словами не передать. Мы теперь можем четко отслеживать движение финансовых средств и планировать все необходимые платежи, оценивать все входящие суммы с точки зрения их градации и распределения во времени.
Конечно, переход на эту систему не прост и не сиюминутен, у нас самих еще есть некоторые финансовые провалы. Но я уверена, что это дело времени, вопрос «накопления жирка» и необходимости формирования «подушки безопасности».
Надеюсь, что и наши клиенты и партнеры тоже смогут разработать идеально подходящую им систему управления финансами. И тогда наше совместное дело будет процветать!
— Светлана Ивановна, что бы Вы посоветовали компаниям, у которых уже есть задолженность перед партнерами? Как выходить из этой ситуации при невозможности оплатить все счета?
Самое главное – не прятать голову в песок! Не пропадать, выходить на откровенный, конструктивный разговор с кредитором. Надо принять ситуацию и начать ее решать. Необходимо убедить кредиторов, что вы честны перед ними, платежеспособны, работаете над тем, чтобы вернуть ему деньги.
Проработайте план, как вы будете погашать этот долг, ознакомьте с этим планом кредитора. Да, скорее всего, он не будет в восторге от того, что вы заплатите не прямо сейчас, а будете переводить суммы частями в течение какого-то времени. Но это единственный путь. Так вы будете избавлены от ругани и нервотрепки, скандалов с кредиторами.
Разумеется, потом необходимо выполнять то, что вы пообещали и следовать плану. И я вас уверяю: постепенно все наладится, состояние вашей компании начнет улучшаться, ситуация выровняется. Потому что когда мы поступаем правильно и порядочно, Вселенная нас обязательно вознаграждает, этот обмен еще никто не отменял.