Начальник отдела логистики Константин Владимирович Булев и специалист отдела логистики Дмитрий Сергеевич Ветохин рассказывают о том, как оптимальным способом организовать перевозку продукции.
— Самый, пожалуй, главный вопрос, который встает, когда мы говорим об организации логистики: как минимизировать риски при перевозке груза?
Константин Булев: Мы постоянно работаем над этим. Самое главное, что я хотел бы отметить, – надо работать только с надежными перевозчиками, очень желательно – напрямую с собственниками транспорта. Чем меньше посредников, тем меньше риск. Мы предпочитаем работать с компаниями, у которых транспорт находится в собственности, у нас есть несколько проверенных партнеров, услугами которых мы пользуемся уже не первый год. И в такой ситуации мы знаем, кто за что отвечает, от кого мы сможем добиться четкого ответа, где груз, когда его ждать.
Дмитрий Ветохин: На этом рынке достаточно большая конкуренция, выживают те транспортные компании, которые работают хорошо и ответственно, но постоянно появляются и новички, которые тоже заслуживают доверия, работают на совесть и дают гарантии. Подобрать подходящий вариант можно всегда. Опираясь на имеющийся у нас опыт взаимодействия с транспортными компаниями, мы совместно с клиентом подбираем наиболее выгодный и надежный способ доставки груза.
— По каким критериям вы выбираете транспортные компании, с которыми будете работать?
Константин Булев: Как уже говорилось, у нас есть немало партнеров, проверенных годами. Кроме того, постоянно появляются новые хорошие компании, которые предлагают нам свои услуги. Для обеспечения надежности перевозки каждая новая транспортная компания проверяется специалистами нашего отдела: начиная с проверки юридического лица по федеральным базам и заканчивая запросом рекомендаций от их клиентов.
У многих компании есть определенные регионы, по которым она работает, виды перевозок, которые она обеспечивает. Мы просчитываем разные варианты, и показываем клиенту, что у нас получилось: по цене, по срокам, по способу доставки. И он сам выбирает оптимальный для себя.
— Еще одна больная тема при отправке груза – правильное оформление документов. Что вы можете здесь посоветовать?
Константин Булев: С оформлением документов очень острая проблема. Закон, касающийся транспортировки, мягко говоря, недоработанный, и в связи с этим возникает много сложностей.
Мы при отправке груза всё оформляем по максимуму (тщательно заполняем каждую графу накладной, следим, чтобы водитель везде расписался).
Но, к сожалению, многие грузоотправители далеко не так внимательно относятся к заполнению документов, и из-за такой небрежности могут возникнуть проблемы. Вот недавно был случай – наш водитель забирал груз. Он приехал, ему всё отдали, даже не спросив документы, и, по большому счету, он с этим грузом на три миллиона мог пропасть, и никто бы ничего не доказал и не нашел. Так что во многом держимся на человеческой честности и порядочности, конечно.
Дмитрий Ветохин: По закону с 2011 г. введена новая форма транспортной накладной, которая учитывает все риски. И самое главное для любого отправителя – корректно оформить эту транспортную накладную минимум в 3 экземплярах (с подписью, печатью представителя транспортной компании), и беречь эту бумагу, как зеницу ока. Эта накладная имеет силу договора, и при ее наличии можно вести любые юридические разбирательства, обращаться в полицию, в суд и так далее.
Необходимо тщательно проверять все документы, в том числе: свидетельство о регистрации юридического лица, ПТС на машину, паспорт водителя. Чтобы в случае форс-мажора было понятно, кого и где искать – в каком городе они зарегистрированы, на кого оформлена машина.
Кроме того, иногда бывают ситуации, что приходится обращаться к перевозчикам, которые не работают с НДС. В таких случаях работа ведется через посредников – экспедиторские компании. И опять же тут надо спрашивать документы и у экспедиторской компании, и у водителя, смотреть, кому реально принадлежит машина, проверить доверенность – сверяя все цифры.
— А что вы можете сказать про страхование грузов?
Константин Булев: У крупных транспортных компаний застрахована их деятельность, они могут сами компенсировать потерю груза. Мелкие компании себе такого позволить не могут – их оборот денежных средств просто не позволяет этого.
Грузоотправитель может сам застраховать груз. Такая услуга, как страхование грузов, есть у многих страховых компаний, но среди потребителя это не особо популярно. Этот рынок слабо развит, получить страховку, чаще всего, малореально. Это надо иметь в штате юриста, который будет внимательно вычитывать все договоры, контролировать страховщиков, а потом еще и долго пытаться получить с них деньги.
У нас как-то была история: наступил страховой случай, но страховщики придрались к тому, что какие-то документы были не так оформлены, как им требовалось, и страховку мы в итоге не получили. Можно, конечно, судиться годами, и получить свои деньги, но редко у кого есть на это время, силы, желание.
Так что все зависит всегда от человеческого фактора – если компания настроена на долгосрочное сотрудничество, то они всегда пойдут навстречу, а если нет – то решить вопрос можно через суд – но, как я уже говорил, это настолько долго и сложно, что мало кто ввязывается в эти разбирательства.
— Как вы гарантируете клиенту, что он получит свой заказ целым и в срок?
Константин Булев: Мы отслеживаем груз с его отправки и до момента доставки его клиенту, не слагаем с себя обязательств на этапе отгрузки. У нас уже налажена система точного и оперативного отслеживания груза, который доставляют на наш склад. Сейчас мы работаем над усовершенствованием системы отслеживания груза после отгрузки с нашего склада. Мы стараемся держать клиента в курсе, пользуемся различными способами для контроля процесса доставки.
Что касается сроков доставки – всё зависит от вида транспорта: и сроки, и цена. Самый быстрый способ доставки – авиа, но он и самый дорогой. Самый дешевый – железнодорожным контейнером. Но тут доставка может затянуться на месяц. Промежуточный вариант и по срокам, и по цене – автомобильным транспортом, зачастую получается, что это самый удачный выбор.
С нашего склада отгрузка происходит в течение часа-полутора. Если на складе есть всё, что указано в заявке клиента, мы максимально быстро отправляем продукцию. Если же на складе товара нет, тогда уже сроки во многом зависят от поставщиков. Разумеется, клиент всегда в курсе сроков, в которые мы гарантируем осуществить доставку его заказа.
Отдельно стоит упомянуть про период, когда закрывают дороги для большегрузов. Эти закрытия ни для кого не являются секретом, и обычно клиенты стараются сами оформлять заказы так, чтобы получить продукцию до закрытия дорог. Но случаются непредвиденные ситуации, аварии – в таком случае мы тоже можем найти выход из ситуации, приобрести пропуск для проезда в закрытую зону.
Иногда у клиента происходит форс-мажор, и нам приходится придумывать какие-то необычные способы доставки. Например, недавно у нас был случай: нужно было доставить груз в Хабаровск, практически 20 тонн продукции. Срочно, очень срочно. Самолетом доставлять 20 тонн – нереально, это получается совершенно космическая стоимость. Машина от Новосибирска до Хабаровска идет дней 5–6 – это все же около 5000 км. И мы договорились с транспортной компанией, что они посадят двух водителей, которые будут гнать до Хабаровска, сменяя друг друга без остановки. И получилось доставить груз всего за 2,5 дня – клиент был счастлив.
—Отдел логистики появился в компании «РосЭнергоРесурс» 6 лет назад. Что изменилось за это время в компании и в перевозках? Какие вы видите перспективы развития логистики в компании.
Константин Булев: Когда я пришел в «РосЭнергоРесурс» 6 лет назад, я был единственный логист. Сейчас у нас два логиста в отделе, курьер и два водителя. То есть получается, отдел расширился в 6 раз (смеется). Но если говорить серьезно, то компания действительно очень быстро растет, и наше направление тоже развивается. В частности, у нас уже налажена доставка нашей продукции по Новосибирску и области на собственных автомобилях компании. И в обозримом будущем видится перспектива расширения области доставки – с такими темпами роста без этого просто не обойтись, ведь это позволит доставлять нашу продукцию более оперативно, выгодно и для нас, и для клиентов. Имея собственный транспорт, мы сможем расширить географию доставки и при этом всегда быть уверены в сохранности груза.
Дмитрий Ветохин: Мы активно работаем над отработкой тонких моментов, таких как доставка и забор товара, чтобы сделать процесс максимально автоматизированным и быстрым. Мы разработали систему оптимизации всех текущих процессов снабжения и доставки, и продолжаем совершенствовать ее, корректируя под текущее состояние дел. У нас постоянно увеличивается оборот товара, количество отправляемых грузов, и без отладки всех процессов, мы просто ничего бы не успели.
Константин Булев: Таким образом, мы можем гарантировать нашим клиентам, что продукция, заказанная в компании «РосЭнергоРесурс», будет доставлена в максимально сжатые сроки, удобным для клиента видом транспорта по адекватной цене.