8-800-707-58-10 (бесплатно по России)

*1103 (для звонков с мобильных телефонов бесплатно по России)

Статьи

Зачем компании юридическое сопровождение?

Сейчас этим вопросом все чаще и чаще задаются стабильные компании, уверенно идущие вперед. Специалиста по финансам и работе с банками компании «РосЭнергоРесурс» Наталья Алексеевна Благородская рассказывает нам, зачем компании нужно юридическое сопровождение, как определить компетентность юриста, какие изменения в законодательстве произошли в последнее время.

— Наталья Алексеевна, самый, наверное, актуальный вопрос для руководителя компании: «Как определить, насколько компетентен его юрист?»

— Если хотите узнать, что представляет собой юрист (кандидат на должность или уже работающий сотрудник), то можете провести небольшой тест. Задайте ему вопрос: «Каков продукт вашей работы?» При необходимости можете разъяснить, что такое продукт, на простом примере (например, «портниха сшила и отдала заказчику костюм, этот костюм — продукт ее деятельности»).

Юрист, который понимает, зачем он работает, скажет: «Безопасность организации, соблюдение законодательства, оптимизация деятельности и сокращение издержек законными методами и т. д.»

Возможно, юрист ответит, что продуктом его работы является «подписанный правильно составленный договор», «успешно закончившиеся проверки», «взысканные по претензиям суммы» — это тоже очень здорово. Человек четко понимает, что от него ожидается, и что он дает организации, в которой работает.

Если ответом будет «работа» (в разных формах, например: «проверка договоров», «составление документов», «общение с проверяющими органами» и т. д.), то это уже хуже. Такой специалист видит процесс, но, скорее всего, не понимает, какого результата ему нужно достичь. Иначе говоря, он видит дорогу, но не видит, куда она ведет. Он может очень хорошо ориентироваться в законодательстве, иметь большой опыт работы, знать практику, но сможет ли он видеть в целом компанию?

— В чем заключается юридическое сопровождение компании?

— У юриста есть две основных сферы деятельности:

  1. Обеспечение безопасности организации.
  2. Сопровождение текущей деятельности.

Так вот, хорошо, когда специалист видит не только под «своим носом», уже возникшие проблемы или обращения, которые необходимо разрешить, а старается вникнуть во все сферы компании, начиная от изменения уровня дебиторской или кредиторской задолженности и заканчивая, рабочими процессами (улучшение грамотности сотрудников в документообороте, высвобождение человеческих ресурсов и т.д.).

Юрист, постоянно работающий в компании, значительно лучше вникает во все процессы, происходящие в ней, чем приходящий юрисконсульт, и это неудивительно. И такой сотрудник ежедневно отслеживает жизнь компании. Если у сотрудников возникает какой-то вопрос, то они идут ко мне. И мы вместе рассматриваем варианты действий, расставляем приоритеты. Например, мы с бухгалтером можем выбирать, что сейчас компании выгоднее — несколько месяцев оформлять что-то, проходя через все бюрократические препоны, или заплатить штраф в 500 рублей за то, что мы не оформили документы. Или вот сейчас мы в учредительные документы нашей компании вносим правки, в связи со сменой юридического адреса. И вот специалист знает, что такие изменения с 2016 г. будут проходить до 2 месяцев, а сейчас – 5 дней.

Кроме того, когда в компании есть штатный юрист, можно сделать определенный день в неделю, чтобы сотрудники могли консультироваться с ним по личным вопросам. Это очень хорошо сказывается на климате в коллективе, люди в компании чувствуют, что есть человек, к которому они могут обратиться с проблемой.

— Есть мнение, что наши законы такие сложные и двусмысленные, что все равно от всего не защитишься, не предусмотришь всех возможных сложностей. Это так?

— Законов, конечно, много, и всё знать невозможно. У нас торговая деятельность и мы постоянно сталкиваемся с риском в договорах купли-продажи. И мы разрабатываем регламент, учитываем те риски, с которыми мы сталкиваемся, исходя из опыта. Сейчас изменения в законодательстве – мы с учетом этого корректируем наши документы. Это постоянная работа.

Даже использование программного продукта, я имею в виду программу—помощника, которая помогает специалистам всем подразделениям компании (юристам, кадровикам, бухгалтерам) идти в ногу с изменениями, не дает возможности охватить все области нашего богатого законодательства.

Успеть все невозможно, но возможно иметь специалистов, которые помогут минимизировать пробелы. Например, хорошо, когда в компании есть специалист по гос. закупкам, который знает все нюансы законодательства, связанные с его сферой деятельности.

— В системе гос. закупок в последнее время произошли заметные изменения, верно?

— Да, система государственных закупок в России к сегодняшнему дню претерпела множество изменений. Изменение государственного устройства с начала 90-х годов ХХ века в стране изменило и подход к институту государственных закупок. С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон №44-ФЗ от 05.04.2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Данный Федеральный закон предполагает комплексный подход к закупкам товаров (работ и услуг) для государственных и муниципальных заказчиков. Такого подхода ждали давно, но, как всегда, теоретическое желание — это одно, а реальное исполнение — совсем другое. Действовавший ранее Федеральный закон от 21.07.2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» регламентировал только непосредственно размещение заказов. Ныне действующий закон 44-ФЗ регламентирует весь процесс закупок, начиная от планирования и заканчивая контролем.

Федеральный закон № 223 призван, чтобы упорядочить некоторые нормы старого закона, а также сделать участие в тендерах более удобным для поставщиков.

Наличие закона и соответствующих правил уже потребовало специфических знаний как от представителя заказчика, так и от сотрудников компаний, которые хотят участвовать в конкурсах в качестве исполнителей. На текущий момент коммерческий рынок становится меньше, на этом фоне бюджетные заказы становятся все интереснее, ради них имеет смысл изучить процедуры закупок. Конкурсы по закону выигрывать вполне возможно, особенно если не делать глупейших ошибок в оформлении документов. С другой стороны, бюджетники нуждаются в поставщиках, которые могут играть по новым правилам.

В любом случае, иметь специалиста конкретно для участия и проведения тендеров — это большая помощь как коммерческой службе предприятия, так и юристу, а самое главное — это обеспечивает правильное и оперативное участие в этом процессе.

К счастью, во главе нашей компании стоит руководитель, который это все прекрасно понимает: и необходимость иметь специалиста по гос. закупкам, и что все успеть невозможно и что информационный поток, который извергается ежеминутно на головы сотрудников невозможно переработать, не имея хорошего программного продукта.

Также необходимо понимать необходимость в анализе возможности возникновения рисков или наоборот получение новых возможностей в связи с изменениями в недалеком будущем.

— А кроме изменения в системе государственных закупок, какие ее можно отметить актуальные для российских предпринимателей изменения в законодательстве?

— Вот, например 10 изменений, которые затрагивают любые сферы хозяйственных субъектов:

  1. Федеральный закон от 06.04.2015 г. №82-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ». До выхода изменений каждое хозяйственное общество должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на его местонахождение. После выхода изменения, конечно, возникло много вопросов, например: «Как же быть с трудовыми книжками или другими документами?», но, главное, надо было предупредить всех сотрудников компании об этом изменении и объяснить, как как с этим работать.
  2. Еще одно ценное и актуальное изменение — поправки, принятые Федеральным законом от 08.03.2015 №42-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса РФ, одной из них является п.2 ст.431.1 ГК РФ:
  3. «Сторона, которая приняла от контрагента исполнение по договору, связанному с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и при этом полностью или частично не исполнила свое обязательство, не вправе требовать признания договора недействительным, за исключением случаев признания договора недействительным по основаниям, предусмотренным статьями 173, 178 и 179 настоящего Кодекса, а также если предоставленное другой стороной исполнение связано с заведомо недобросовестными действиями этой стороны».

    То есть, если одна сторона какой-либо сделки подтвердила своему партнеру, что он исполнилсвои обязательства перед ней, а сама свои обязательства по договору не исполнила, то она не может требовать признать договор недействительным. Только нужно следить за тем, чтобы не принимать ничего «не оговоренного», а в случае поступления неизвестных сумм и товаров — сразу же возвращать их отправителю.

  4. С 29 сентября 2015 г. меняется очередность удовлетворения требований кредиторов при ликвидации юрлица. Требования о компенсации морального вреда будут удовлетворяться не в первую, а в последнюю (четвертую) очередь.
  5. Изменения предусмотрены Федеральным законом от 29.06.2015 N 186-ФЗ.

  6. С 1 июня 2015 г. коммерческие организации смогут выдавать аналог банковской гарантии. Банковская гарантия заменена независимой. Такую гарантию теперь могут выдавать коммерческие организации. Банки и иные кредитные организации по-прежнему могут выдавать банковские гарантии, однако теперь они являются разновидностями независимой гарантии. Изменения предусмотрены Федеральным законом от 08.03.2015 N 42-ФЗ.
  7. С 1 июня 2015 г. изменен порядок расчета процентов за пользование чужими денежными средствами. При расчете процентов по ст. 395 ГК РФ нужно будет учитывать не ставку рефинансирования на день предъявления иска (вынесения решения), а действовавшие в соответствующие периоды времени средние ставки банковского процента по вкладам физлиц, которые были опубликованы ЦБ РФ. Изменения предусмотрены Федеральным законом от 08.03.2015 N 42-ФЗ.
  8. С 1 января 2016 г. за непредставление в срок ежеквартального расчета по НДФЛ налоговому агенту грозит штраф. В соответствии с п. 1.2 ст. 126 НК РФ за каждый полный или неполный месяц нарушения установленного срока подачи расчета по исчисленным и удержанным суммам НДФЛ взыскивается 1000 руб. Изменения предусмотрены Федеральным законом от 02.05.2015 N 113-ФЗ.
  9. С 1 января 2016 г. за опоздание с подачей расчета по НДФЛ счет налогового агента могут «заморозить». Налоговый орган вправе принять решение о приостановлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств в том случае, если расчет исчисленных и удержанных сумм НДФЛ не представлен в течение 10 дней после окончания установленного срока (п. 3.2 ст. 76 НК РФ). Изменения предусмотрены Федеральным законом от 02.05.2015 N 113-ФЗ.
  10. С 1 января 2016 г. за каждый поданный документ с недостоверными сведениями налоговый агент заплатит 500 руб. Освобождение от ответственности возможно, если налоговый агент представил уточненные документы в инспекцию до того, как узнал, что она обнаружила недостоверность поданных сведений (ст. 126.1 НК РФ). Сейчас взыскание штрафа по п. 2 ст. 126 НК РФ за подачу недостоверных справок 2-НДФЛ вызывает споры. Изменения предусмотрены Федеральным законом от 02.05.2015 N 113-ФЗ.
  11. С 2016 года в процедуре государственной регистрации юридических лиц произойдут изменения (Федеральный закон от 30.03.2015 N 67-ФЗ). Уже сейчас нужно ознакомиться с будущими изменениями, чтобы учесть их в работе:
    • усложняется порядок смены адреса юридического лица. Если в настоящее время адрес можно поменять за пять дней, то после вступления в силу изменения эта процедура будет занимать минимум два месяца;
    • устанавливается дополнительный административный барьер при любой регистрации в виде проверке сведений, включаемых в ЕГРЮЛ;
    • вводится обязательное нотариальное удостоверение сделок в отношении долей между участниками общества.
  12. Вычеты и расходы, подписанные неуполномоченными сотрудниками, не будут приниматься с 2016 г. Этот законопроект принят Госдумой в первом чтении и вступит в силу с 2016 года. Речь о так называемой необоснованной налоговой выгоде, которую могут приписать предпринимателю в случае ненадлежащего оформления документов. Суть законопроекта заключается в следующем: первичные документы, а также счета-фактуры, подписанные неустановленным или неуполномоченным физическим лицом, не будут являться основанием для произведения налоговых вычетов и учета расходов.

Разумеется, это песчинки тех изменений, которые уже вступили в законную силу или идут к нам.

Помните, что право — очень логичная вещь, которая регулирует отношения людей. Многие из использующихся сейчас правил вырабатывались веками и проходили многократную проверку на оптимальность.

Грамотный юрист, понимающий и использующий эти правила, — ваш очень важный помощник. Если он знает свое дело и применяет свои знания как следует — он может помочь руководителю предприятия наладить бизнес. Если нет — что же, вам не повезло, тогда вас могут ожидать неприятности. И лучше их заранее выявить и предотвратить, чем долго справляться с последствиями.

Успехов вам и процветания!

Поделиться:

Оставить заявку

* — звездочкой отмечены поля для обязательного заполнения